Акмаль Ульмасов

Выпуск №4 • 1936

Творчество Саттара Бахлулзаде

Саттар Бахлулзаде Имя народного художника Азербайджана лауреата Государственной премии, основоположника лирического пейзажа в изобразительном искусстве Азербайджана Саттара Бахлулзаде (1909-1974) известно не только в этой стране, но и далеко за ее пределами. “Саттар любит цветы, но цветы любят его еще больше”, – так необычно кратко и верно охарактеризовал творчество выдающегося азербайджанского художника французский художник Андре Фужерон.

Село Амираджаны, близ Баку, в котором родился С. Бахлулзаде, находится на Апшеронском полуострове и славится своими вековыми, порой весьма консервативными, традициями. Здесь мужчины с раннего утра до позднего вечера трудились на полях и в садах, и было не принято отдавать мальчиков в художественные школы, рисование рассматривалось как детское увлечение. Возможно, родись Саттар в другую историческую эпоху, он стал бы мастером какого-то народного ремесла. Однако в 20-х гг. ХХ в. в Азербайджане были открыты специализированные школы, в том числе художественные. Талантливый мальчик рисовал так много и так увлеченно, что родные не решились помешать ему. В 1927 г. Саттар поступил в Азербайджанский художественный техникум, где преподавал старейший художник Азербайджана Азим Азимзаде – патриарх карикатурной школы азербайджанского искусства, знаменитые рисунки которого обошли весь Восток на страницах популярного сатирического журнала “Молла Насреддин”. По рекомендации А. Азимзаде в 1933 г. С. Бахлулзаде поступил на факультет графики Московского художественного института им. В. Сурикова. Художник и искусствовед М. Наджафов так описывает этот период жизни С. Бахлулзаде: “Учителями Саттара в графической мастерской были В. А. Фаворский и Л. А. Бруни. На всю жизнь врезались в память Бахлулзаде наставления В. А. Фаворского, словом и делом прививавшего своим ученикам любовь к прекрасному. Когда много лет спустя Бахлулзаде удивлял нас своими тончайшими рисунками-пейзажами, все мы, поклонники его таланта, ощущали безграничную любовь азербайджанского художника к великому Фаворскому, к его непревзойденной графике” (1, с. 125).

Вечер над Каспием. 1959. Х.,м. С третьего курса С. Бахлулзаде переходит в отдел живописи, где занимается в мастерской знаменитого русского художника Г. М. Шегаля, требовавшего от студентов естественности и достоверности в работе на этюдах. На пленэрах студенты работали в Крыму, в Козах (летняя база института). “Там Шегаль обратил внимание на студента, который целыми днями пропадал с этюдником и возвращался с добротными работами. Опытный мастер подметил в его этюдах склонность к колористической насыщенности, увидел в нем будущего живописца с развитым чувством цвета” (2, с. 4).

После окончания института С. Бахлулзаде вернулся в Баку и обратился к самому актуальному в те годы – годы Второй мировой войны – батальному жанру. Его картина “Оборона крепости Базз” (крепость Базз – оплот народного героя Азербайджана Бабека (IX в.)) освещала один из наиболее ярких моментов военной истории азербайджанского народа, призывавшего воинов на борьбу с врагом. Примером героико-патриотической темы является и портрет Фатали-хана – одного из правителей Азербайджана XVIII в., боровшегося за объединение народа и создание независимого государства.

После войны С. Бахлулзаде оказался перед новым выбором, возможно, самым серьезным в своей жизни. Его знали как автора монументальных работ, как портретиста, но он мечтал писать природу. Выбор оказался тяжелым, но, как показала история, правильным. Саттар выбрал пейзаж.

Долина Гудиялчая. 1953. Х.,м. В 50-е гг. С. Бахлулзаде создал серию пейзажей, посвященных району Кубе (на северо-востоке Азербайджанской Республики, район отличается красивой природой), – “Берег Гудиялчая”, “Дорога в Гыз-Беневша”, “Долина Гудиялчая”, “Зеленый ковер”. Кубинские пейзажи С. Бахлулзаде свидетельствуют о художнике как истинном пейзажисте, живописце, тонко чувствующем красоту родной природы. Бывая в командировках на Нефтяных Камнях – в то время уникальный город на сваях, построенный прямо в море для добычи нефти, – художник много времени проводил в море. Так появились его картины “Каспийская красавица”, “Вечер над Каспием”, “Эстакада”, “Утро” и многочисленные рисунки и зарисовки с изображением нефтяных вышек, эстакад, труда нефтяников.

В 1960 г. за вклад в развитие изобразительного искусства Азербайджана С. Бахлулзаде был удостоен звания заслуженный деятель искусства Азербайджана, в 1963 г. – звания народный художник Азербайджана.

Серию пейзажей С. Бахлулзаде посвятил историческим памятникам Баку и природе Апшеронских селений.

В 1966 г. в Праге (Чехословакия) состоялась персональная выставка С. Бахлулзаде. Искусствоведы так оценили выставку: “Это было волнующим событием. И не только для самого Саттара, который в силу своей необыкновенной скромности был, впрочем, далек от упоения собственным успехом, но и для всего коллектива художников республики. То была первая персональная выставка азербайджанского советского художника в Европе. Отдельные листы из этой знаменательной для нас экспозиции были преподнесены художником в дар Пражскому музею искусств” (3, с. 5).

Слезинки Кяпаза. 1965. Х.,м. Постепенно в творчестве С. Бахлулзаде наступает перелом. Он уже не пишет пейзажи в реалистическом стиле, а старается изобразить на полотне свои впечатления об увиденном. Творчество художника стали сравнивать с творчеством французских импрессионистов, а в его работах находить элементы пуантилизма. Для советского художника 60-х гг. ХХ в. это было опасно. Художник попал в опалу, чиновники от искусства перестали проводить его выставки. Возможно, именно поэтому Бахлулзаде вновь стал вести дневники, с которыми делился своими мыслями, переживаниями. В дневниках он пишет о своих учителях, о встречах с деятелями искусства, здесь же анализирует некоторые свои картины. Однако художник продолжал много и упорно работать. “Древняя Шемаха”, “Водопады селения Лаза”, “Деде-гюнеш”, “Шахдаг”, “Базардюзю”, “Муганские красавицы”, “Слезинка Кяпаза” и многие другие полотна художника – не копии тех мест, а результат анализа натуры и неустанного труда обретшего свой уникальный стиль художника. Бахлулзаде, можно сказать, объездил весь Азербайджан, много ездил на этюды, работал неустанно несмотря на капризы погоды, работал без отдыха и выходных. Во многих регионах отлично знали худощавую фигуру художника в плаще и кепке, с неизменным мольбертом на плече. Его знали и любили, его называли “певцом природы”.

Джоратские дыни. 1964. Х.,м. Особое место в творчестве С. Бахлулзаде занимают натюрморты. Он пишет их с азербайджанскими национальными предметами быта – с разноцветными пиалами, с кувшинами, цветами и фруктами. Многие из них – это часть азербайджанской природы, мастерски представленной художником в рамках холста. “Натюрморт с келагаи”, “Апшеронские гранаты”, “Натюрморт с шемахинским покрывалом”, “Джоратские дыни”, “Натюрморт с шафраном”, “Астаринские мандарины” и другие натюрморты необычны по исполнению и по колориту. О них писали: “В натюрмортах С. Бахлулзаде чувствуются национальные чувства, рожденные красотой родной природы” (4, с. 82).

С. Бахлулзаде любил классическую азербайджанскую поэзию, особенно творчество азербайджанского поэта XVI в. Мухаммеда Физули, которому художник посвятил серию своих работ. “Он стремился ощутить и увековечить в себе и своих произведениях тонкость, изящество, чистоту, человечную сущность поэзии Физули. Неоднократно говорил, что в его становлении как художника наряду с древними миниатюрами, ковровым искусством и историческими памятниками сыграла большую роль лирика великого Физули. С. Бахлулзаде старался создать портрет Физули, импровизировать его газели в мазках, показать страдания Меджнуна. Но на самом деле дух Физули впитался в его самые хорошие лирические и поэтические пейзажи” (5, с. 17).

Древние огни Сураханы. 1971. Х.,м. “Наравне с образами и ритмами азербайджанской классической поэзии, знаменитой тебризской миниатюры и азербайджанского ковра творчество художника питали лучшие достижения русского пленэрного пейзажа и пейзажа импрессионистов”, – отмечал М. Наджафов (6, с. 3). Об этом свидетельствуют его картины “Азербайджанская сказка”, “Древние огни Сураханской земли”, “Шахнабадские горы”, “Мардакянские дачи”, “Пити”, “Натюрморт с келагаи”, за которые в 1972 г. художник был удостоен Государственной премии Азербайджана.

О щедрости С. Бахлулзаде знают многие – он часто дарил свои работы коллегам, друзьям, писателям, композиторам, художникам, иностранным гостям. Выразительный образ С. Бахлулзаде всегда привлекал художников и скульпторов, и он охотно позировал своим коллегам. Так, Фуад Абдуррахманов, Таги Тагиев, Омар Эльдаров, Тогрул Нариманбеков и многие другие художники создали живописные портреты и скульптуры Саттара. К образу Бахлулзаде обращались и поэты.

В 1974 г. художник скончался. На выставке рисунков С. Бахлулзаде, состоявшейся в начале 1977 г. в Москве, было представлено свыше 80 рисунков цветным фломастером и тушью. После выставки Третьяковская галерея, Художественный фонд СССР и ряд других галерей приобрели работы художника. Впоследствии произведения С. Бахлулзаде экспонировались на выставках современной азербайджанской живописи в Каире, Дамаске, Париже, Монреале, Гаване, Вене, Берлине, Риге, Киеве и других городах. Его персональные выставки были проведены в Баку, Тбилиси, Минске, Москве, Нью-Йорке, Лондоне, Стамбуле, Бонне. Известный арабский писатель Салим Аднан, свои чувства передал словами: “Влюбленный в красоту и счастье Саттар Бахлулзаде подарил детям своего века вечную весну. Такой мастер воистину счастлив!” 34 сессией Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО было принято постановление о проведении в 2008 – 2009 гг. 100-летнего юбилея Саттара Бахлулзаде. В соответствии с этим был проведен ряд мероприятий, в том числе художественные выставки.

Меджнун. 1966. Б.,темп. Жители и гости Ташкента имели возможность увидеть работы С. Бахлулзаде на его персональной выставке, открывшейся 11 сентября 2009 г. в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана. Выставка была организована в рамках “Соглашения о гуманитарном сотрудничестве между Азербайджанской Республикой и Республикой Узбекистан” по инициативе Посольства Азербайджанской Республики в Республике Узбекистан с участием Министерства культуры и туризма Азербайджанской Республики и Академии художеств Узбекистана. На выставке также экспонировались фотографии, отражавшие этапы жизни и творчества художника, демонстрировался документальный фильм “Это Саттар Бахлулзаде”, снятый азербайджанскими документалистами по сценарию писателя Анара Рзаева при жизни художника. Узбекским ценителям искусства произведения С. Бахлулзаде – пейзажи и натюрморты, образы Лейли и Меджнуна оказались близки и понятны. Работы С. Бахлулзаде еще раз доказали, что настоящее искусство не знает границ.

Литература
1. Наджафов М. Искусство, рожденное революцией. Баку, 1981.
2. Наджафов М. Саттар Бахлулзаде. М., 1985.
3. Гаджиев П. Саттар Бахлулзаде. М., 1977.
4 Farzaliyev Ch. Naturmort janri haqqinda. Baki, 2003.
5. Fizuli dunyasi rasmlarda. Baki, 1995.
6. Наджафов М. Саттар Бахлулзаде. М., 1985.

Парзад Абдинова (Азейбарджан)

Pin It

Comments are closed.