Интерьер и внешнее пространство

Выпуск №3-4 • 3734

Молвил он: “О хозяин золотого дворца,
Чертоги твои полны счастья, душа твоя ликует.
Но не слишком ли высок твой айван,
Над ним даже облако не может проплыть”.

Низами Гянджави

Вариант реконструкции общего вида средневекового Чорбога (реконструкция автора на основе плана Г. Пугаченковой)

В зодчестве Центральной Азии большое внимание уделялось тому, чтобы максимально приблизить помещение к природе двора, композиционно связать его с ландшафтной средой. В решении этой задачи айван стал самым оптимальным выходом. Он выполнял роль связующего звена между помещением и внешней средой. Айван, открытый во двор, будто вносил живую природу в помещение или, наоборот, будто выносил пространство помещения на природу. Так, основным элементом резного орнамента декоративного панно на одной из стен Варахшского дворца V-VII вв. является веточка, верхний конец которой раздвоен и устремлен в разные стороны. В результате наложения таких веток одна на другую по вертикальным линиям возник причудливый сетчатый узор, напоминающий густую рощицу.

В зодчестве Центральной Азии айваны сооружались еще в эпоху бронзового века. К примеру, дом в Алтынтепа в Бактрии, известный в науке под № 10, имел два двора, которые с трех сторон были застроены айванами (1, с. 59). В доме Кызылча под № 6, относящемуся к четвертому строительному периоду, двор со всех сторон застроен помещениями, а с одной стороны построен айван (2, с. 9). План застройки двора с четырех сторон одним рядом помещений, а затем айванами, характерен также для жилого здания названного “Квадратный дом” в Нисе ( II в. до н.э.) (3, с. 356). План, в котором в композицию жилого дома прямой прямоугольной формы включен айван, мы видим также во дворце Халчаян I в. до н.э. (3, с. 359). Айван этого дворца окружает в плане зал и другие помещения, выстроенные с трех сторон двора, так что этот важнейший элемент жилищной архитектуры в плане данного памятника зодчества одинаково служит всем помещениям, являясь их связующим звеном. Во дворце Афрасиаб в Самарканде поддерживаемый колоннами айван присоединен к середине здания в виде портала. В обоих указанных зданиях айван усиливал величие сооружений, а также обеспечивал композиционную взаимосвязь их с жилым ансамблем древнего города.

Самарканд. Вариант реконструкции интерьера дворца средневекового Чорбога Боги Дилькушо, в котором предусмотрены, айваны и балконы (реконструкция автора на основе плана Е. Алимова).

В настенных монументальных росписях раннего средневековья можно встретить изображения зданий, на втором этаже которых имеются маленькие айванчики, похожие на балконы. Фасад замка, свойственный зодчеству Центральной Азии, изображен на медном блюде VI – VII вв., обнаруженном в деревне Анниково Пермской губернии, где на уровне двух верхних этажей видны по два айвана-балкона, немного выступающие из стены. В настенных росписях Пянджикента также встречаются балкончики, которые можно видеть и на миниатюрах XV – XVI вв.

Айван издавна применялся также в культовых и общественных зданиях. Известны памятники, которые целиком построены в виде глубоких айванов. Примером таких застроек могут служить мечеть Чорустун в Термезе (IX – XI вв.) и мечеть Мох в Бухаре. Чорустун оставлен открытым с двух сторон. Такую же композицию мы встречаем и в загородном дворце Термезских шахов XI – XII вв. Более узкий айван-проход галерейного типа применен в караван-сарае Дая-хатун, построенном в XI в. В монументальных соборных мечетях XIV – XV вв. двор со всех сторон обнесен глубоким айваном в виде галереи поддерживаемой рядом колонн. Такую же планировочную структуру имеют Соборная мечеть Биби-ханым в Самарканде и мечеть Калян в Бухаре. В махаллинских мечетях и соборных мечетях меньших размеров, построенных в XVIII-XIX вв., широко применен план, в котором ханаки с одной, двух, трех сторон ограничены айванами. С четырех сторон дворов медресе были предусмотрены айваны, расположенные по центральной оси напротив друг друга. В медресе Улугбека в Самарканде, а также во многих медресе XVI-XVII вв. айваны имеют именно такое расположение. Во дворце Таш-Хаули, построенном в Хиве в первой половине XIX в., каждый отсек имеет глубокий и высокий айван.

Изображение замка на Анниковском блюде с выступающими балконами (вариант реконструкции автора)

Айваны широко применялись также в жилищном строительстве средних веков и позже. Здесь встречаются планы, где айваны могут быть расположены между двумя, тремя, четырьмя помещениями, занимая всю переднюю часть застройки (пешайваны), могут располагаться также перед или по бокам жилой застройки в виде галереи (далон), иметь вид балкончиков, консольно выступающих из поверхности стены, или же занимать открытую часть второго этажа (шийпан), а также иметь вид отдельно стоящей застройки, открытой с четырех или трех сторон.

Структура айванов в жилищном строительстве и их место в плане здания зависели от климатических условий конкретной местности и порядка расположения жилых помещений. К примеру, в Хиве летом жарко, поэтому айваны здесь должны были служить также для вентиляции воздуха в помещениях и во дворе. Здесь применялись айваны двух типов. Первый тип айвана (улу айван) занимал переднюю часть жилого помещения и был значительно приподнят над домом. Напротив него располагался айван поменьше. Улу айван имел одну центральную колонну и внешне напоминал минарет. Он был построен по направлению движения ветра и направлял его во двор. Здесь оба айвана как бы выполняли роль кровли для маленького дворика.

В Бухаре айван с множеством колонн в большинстве случаев был соединен с летними помещениями продольно. В жилом строительстве Бухары широко применяются полуайваны – ним айван, которые располагались на втором этаже и были уже обычного айвана, занимая одну сторону дома целиком. Ним айван служил местом отдыха семьи в летнее время.

В жилой архитектуре Самарканда айваны располагались поперек углов жилых помещений, а в Фергане айван обычно занимал дворовую сторону дома. Поэтому такой айван назывался пешайваном.

Еще один вид айванов составляют шийпаны, располагавшиеся в основном на втором этаже. Наиболее часто шийпаны встречаются в народном жилище Ташкента, Карши, Шахрисабза. В домах шийпанам отводилось важное место, как связующему звену между помещениями второго этажа и двором. Они позволяли максимально приблизить помещения второго этажа к природе и ландшафту местности, создать между ними нечто вроде крытого дворика.

В народном зодчестве иногда небольшие дворы перекрывались наподобие айванов. Примером этому может служить двор дома, построенного в Маргилане в середине XIX в. (4, с. 43). Двор-айван освещался из отверстия в центре потолка и с помощью передвижной решетчатой ставни – кашкарча.

Нурата. Жилой дом с глубоким айваном в горном селе Синтаб (акварель автора)

Рассматривая материалы, относящиеся к жилой и монументальной архитектуре на территории Узбекистана, в том числе к жилищному строительству, мы становимся свидетелями того, что здесь издавна по композиционной структуре применялись несколько видов айванов. В частности, наиболее широкое применение в жилище и монументальных сооружениях получили обычные глубокие айваны (Рис. “Нурата. Жилой дом с глубоким айваном в горном селе Синтаб”). Айваны галерейного типа чаще применялись в зданиях мечетей, караван-сараев и др. Еще один вид айванов – шийпан наиболее широко применялся в жилищном строительстве. Широкое применение как в жилище, так и кешках раннего средневековья, получили небольшие айваны-балкончики. Кроме того, в композиционной структуре средневековых культовых зданий можно встретить отдельно стоящие айваны. Открытые с трех или четырех сторон отдельно стоящие шийпаны широко применялись в загородных садовых участках и во дворах.

Кроме выполнения своей основной утилитарной функции айваны обогащали художественную композицию, планировочную структуру здания. Например, улу айван в композиции дворца Таш-хаули и жилых домов Хивы обладает вертикальной компактной композицией и походит на минарет. А его единственная колонна, расположенная в центре, своим богатым резным орнаментом украшает не только айван, но и всю композицию двора. Почти во всех регионах Узбекистана в большинстве случаев в мечетях, а в Ферганской долине и в жилых постройках центральная часть айвана – кайван – несколько приподнята, что также сообщает своеобразный колорит декору здания.

Самарканд. Жилой дом с длинным айваном выходящим на улицу (акварель автора)

Айван весьма подходил и для композиционной связи здания с городской средой. В частности, в кишлаках, особенно в горных, мечеть возводилась на естественном возвышении и с двух или трех сторон застраивались айванами, которые выходили на улицы. В таких случаях айван, кроме своей основной функции, подчеркивал истинную сущность здания и обеспечивал еще связь здания мечети с жилой панорамой всего кишлака. В городах айван также подчеркивал доминирующее положение здания мечети в ансамбле жилой застройки. В городах при строительстве мечетей платформы или возвышенности не применялись. Путник, идущий по пересекающей махаллю узкой улице, внезапно оказывался перед высоким айваном мечети. В таких случаях айван, во-первых, демонстрировал открытость мечети для всех, во-вторых, обеспечивал доминирующее положение здания мечети, в-третьих, композиционно связывал комплекс мечети с жилым ансамблем махалли. Здесь уместно вспомнить высказывание И. И. Ноткина о том, что в основе обеспечения всех закрытых помещений открытыми и полуоткрытыми рекреациями лежит идея интерьеризации открытой среды. И вообще это предусматривает обеспечение возможности свободного движения во всех частях многофункциональной среды, установление в каждой отдельной короткой части строительного комплекса необходимого взаимоотношения между обитателями этой замкнутого пространства и внешней средой, получать эстетическое удовольствие от всяческих действий в этой микросреде и видеть психологическое содержание этих действий (5, с. 23).

Таким образом, айваны и другие их разновидности способствовали взаимодействию замкнутого пространства помещений с природой, лучшему проветриванию помещений, предохранению их от влаги, созданию между помещениями крытого дворика. Они также усиливали торжественность и художественную композицию здания, а кроме того, служили важным элементом декора и, наконец, связывали сооружение с двором, улицей, площадью махалли и внешним миром.

Литература
1. Сарианиди В.И. Древние земледельцы Афганистана. М., 1977.
2. Сагдуллаев В.С. Архитектура древнебактрийских усадеб // САУ, 1981, №6.
3. Всеобщая история архитектуры. (ВИА). Т.1. М., 1970.
4. Воронина В.Л. Народные традиции архитектуры Узбекистана. М., 1951.
5. Ноткин И.И. Структурно-генетическая концепция архитектурного пространства //САУ,1981, №10.

Додо Назилов

Pin It

Comments are closed.