Редакционная коллегия (2-03)

Выпуск №2 • 1365

Музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого представляет собой богатейшее собрание памятников искусства каракалпакского народа. В его фондах находится”обширная и интригующая коллекция”(1),одна из интереснейших частей которой-живопись и графика художников начала ХХ в., о которых рассказывает директор Музея.

Мировая пресса, кино- и теледокументалисты, широкая общественность проявляют огромный интерес к этому уникальному собранию, называя его “жемчужиной Приаралья,” “оазисом в песках”, “чудом пустыни”. Музей дает представление о культуре страны, начиная с III в. до нашей эры и до современности. В нем хранятся предметы материальной культуры античного и средневекового Хорезма, народное декоративно-прикладное искусство каракалпаков – немногочисленного в прошлом полукочевого народа, имеющего древнейшую историю и самобытную культуру. Отдел изобразительного искусства – это крупнейшее художественное открытие. В нем представлена не только национальная художественная школа Каракалпакстана, но и творения основоположников живописной культуры Узбекистана – многонационального коллектива художников, работавших в Средней Азии в начале ХХ в. Нукусская коллекция русского авангарда, по мнению специалистов, по значимости и масштабам занимает второе место в мире после Русского музея в Санкт-Петербурге.

За беспрецедентно короткий срок Нукусский музей пополнил свою коллекцию, которая насчитывает сейчас около 90 тыс.единиц хранения.Подобный факт не имеет аналога в практике мирового музейного собирательства. Уже в начале 1970-х гг. Каракалпакский музей стал своего рода Меккой для знатоков искусства.

AКаким же образом сформировалось столь удивительное хранилище прекрасного в таком удаленном от культурных центров месте, которое весь мир ассоциирует лишь с Аральским кризисом? История музея связана с другой великой историей некогда богатейшей и процветавшей на земле Каракалпакстана цивилизации. Эта чарующая и полная загадок земля покорила московского художника Игоря Савицкого, впервые посетившего Каракалпакстан в 1950 г. в составе Хорезмской археолого-этнографической экспедиции Академии наук СССР под руководством С.П.Толстова – ученого с мировым именем. Открытие им Древнего Хорезма стоит в одном ряду с деятельностью Шлимана в Трое, Картера и Карнарвона в Египте, Стивенса и Томпсона в Южной Америке.

Обязанности И.Савицкого в экспедиции заключались в оформлении документации на находки и памятники, где велись раскопки. Одновременно он был вовлечен и в работу этнографического отряда, руководимого известным исследователем Т.А.Жданко. Савицкий собирал образцы народно-прикладного искусства для музеев и научных организаций Москвы и Санкт-Петербурга. О каракалпаках очень мало было известно исследователям и практически ничего – широким кругам. Как говорил И.В.Савицкий, “у малого народа, затерянного в песках и протоках Амударьи, оказалось уникальное искусство”. Он настолько был захвачен судьбой никому не известной культуры, что решил на переезд в Нукус, отказавшись навсегда от благополучной столичной жизни в Москве.

Работа И.Савицкого в Каракалпакском филиале АН Узбекистана, участие в археологических раскопках древнего Хорезма помогли художнику осуществить многие из его замыслов, в частности создать коллекцию народно-прикладного искусства каракалпаков, которую составили старинные ювелирные изделия, ковры, вышедшая из употребления конская упряжь, убранство юрты и др. Много сил вложено И.Савицким в поиск и спасение работ художников – авангардистов, подвергавшихся в 30-е годы нападкам властей, произведения которых оказались на грани уничтожения.

Характеризуя среднеазиатское собрание авангарда в Нукусе, следует отметить, что если художники, творившие в это время в Москве и Петербурге в общем-то известны исследователям, то мастера, работавшие на восточной периферии Российской, а затем и советской империи, были вне поля их зрения, хотя среднеазиатская школа – составная часть русского авангарда. В начале ХХ в., особенно в первое послереволюционное десятилетие, Средняя Азия стала особой точкой притяжения для художников из России.

Мастера, прибывшие в Узбекистан, несмотря на различные манеры, обладали высокой живописной культурой, художественным опытом. Они принесли с собой дух и традиции русской и европейской культуры, которая преобразовывалась и одухотворялась культурой и философией Востока, что дало жизнь самобытной художественной школе, вызвавшей огромный интерес и заслуженные похвалы критиков и искусствоведов в начале 1930-х гг. Художники являлись последователями звезд русского авангарда, “ниспровергателей основ” академической живописи. До приезда в Узбекистан на них оказала большое влияние живопись К.Малевича, В.Кандинского, Д.Бурлюка, П.Филонова, М.Шагала, М.Ларионова, Н.Гончаровой, П.Кончаловского и др. Приехавшие художники, по существу, заложили фундамент живописной школы Узбекистана, не имевшей до того времени традиций станковой живописи. Они избрали тот пластический язык, который был бы понятен жителям мусульманского мира. Поэтому из своего “багажа” они не взяли беспредметничество, а использовали средства видимые, “пусть деформированного, но узнаваемого мира”. Например, А.Волков, как и многие его соратники, считал, что изобразительное искусство Средней Азии строится на живописно-декоративном начале и на “примитиве”, под которым подразумевал народное декоративно-прикладное искусство с его специфическим свойством воплощать мир, упрощая и геометризируя реальные формы. Волков создает свой образный и изобразительный канон. Обобщив и отшлифовав этнические типажи, позы, жесты, угловатые движения и упругую силу, отражающую национальные черты, Волков достигает гротескности на основе геометризации. Во имя выразительности он отказывается от второстепенного, выявляя в изображаемом лишь самое основное. Предметный мир у него приобретает геометрические очертания.

Особый быт, хранящий многовековой уклад, особая природа, типажи, похожие на библейских пророков, народное творчество с его многозначностью и символикой стало источником нового художественного языка. Таким образом, классическое наследие Запада, традиции русского иконописного искусства, экспериментаторство русского авангарда, соединившись с декоративной орнаментикой среднеазиатского искусства, дали жизнь уникальному художественному миросозерцанию. Примитив был избран очень многими как наиболее созвучное стилистическое средство выражения восточных впечатлений (Волков, Уфимцев). Некоторые избрали импрессионизм (Беньков, Ковалевская), кубофутуризм (Волков, Уфимцев), фовизм (Е.Коровай), или же экспрессионизм в сочетании с сезаннизмом и фовизмом (Курзин, Фальк и др.), символизм (Усто-Мумин), неоклассицизм с романтизмом (В.Маркова). Однако режим Сталина оборвал полет этих талантливых мастеров, ввергнув их в забытье. Был обвинен в формализме Волков, репрессированы Курзин, Усто-Мумин и Гайдукевич, по другому пути пошли Уфимцев и Тансыкбаев, приняв требования времени.

И.Савицкий приобретал работы заклейменных в формализме художников. В результате в течение 10 – 15 лет в Нукусе был создан уникальный музей. Вот таким образом Каракалпакстан, а именно его столичный музей стал неожиданным пристанищем для многих мастеров, составляющих цвет русской культуры, но попранных при жизни. Как уже отмечалось, русский авангард долгие годы подвергался гонениям у себя на Родине, и некоторые художники и их творения нашли пристанище за пределами СССР. Многие авторы, представленные в Нукусском музее, уже при жизни были признаны в европейских странах. Они являлись активными участниками всемирных выставок, получали образование в студиях Парижа и Мюнхена. Особенно сильны были эти связи с Францией – прославленной покровительницей искусств всех времен и народов. Имена Климента Редько, Любови Поповой, Веры Мухиной, Ивана Кудряшева, Роберта Фалька включены в каталоги многих парижских выставок начала ХХ в. В музее представлены работы десятков художников, живших и учившихся во Франции. (Это во многом объясняет особую популярность нашего музея во Франции.

Например, выставка 1998 г. под патронажем Ж.Ширака). Есть и произведения этого периода их деятельности. В бывшем же Советском Союзе этот яркий период в истории культуры, выпавший из поля зрения центральных музеев страны, наиболее полно и объективно оказался показанным лишь в одном месте большой страны… – в Нукусе. В первые же годы существования музей Савицкого получает известность. В 1968-1969 гг. его коллекция была показана в Москве в Музее Востока. Затем было парадное шествие выставок по городам СССР – Таллинн, Львов, Ленинград, Алма-Ата, Уфа, Казань, Ташкент и др. С 1970-х гг. ни одна значительная зарубежная выставка современного искусства не обходится без нукусского собрания.

Авторитет И.Савицкого вырос настолько, что с ним стали считаться и в Москве. Министерство культуры СССР оказывало поддержку, оплачивая его приобретения. Перед ним открывались двери архивов художественных ценностей. Здесь нельзя не вспомнить, как в 1975 г. Савицкому было предложено отобрать для музея часть коллекции произведений искусства, переданных в дар Министерству культуры СССР вдовой Фернана Леже Надеждой Леже. Это совпало и с празднованием юбилея Савицкого. В музее шутя называют отобранную Игорем Витальевичем коллекцию из 79 слепков с мировых шедевров, выполненных в мастерских Лувра, подарком И.Савицкому ко дню рождения.

В 1981 г. клуб искусствоведов МОСХа устраивает вечер Нукусского музея в зале на Кузнецком мосту. Это был поистине триумф музея. И все же настоящее официальное признание деятельности И.В.Савицкого и собранной им коллекции пришло с новыми переменами в стране, а популяризация музея в глобальном масштабе началась лишь с 1991 г. – с момента провозглашения Узбекистаном независимости, когда в Нукус открылась дорога журналистам и экспертам, работникам иностранных посольств и международных организаций. О феномене “музея в пустыне” заговорили во всем мире. Корреспонденты ведущих вещательных корпораций мира, журналисты известных изданий “раскручивают” парадоксальные факты о музее. Нукусский музей попал во многие престижные справочники мира.

Когда-то Савицкий, мечтая, говорил, что к нам будут приезжать из Парижа, чтобы посмотреть музей. Это время пришло…

Автор: Мариника Бабаназарова

Pin It

Comments are closed.