Исторические цивилизации и древние города Среднеазиатского Двуречья

Выпуск №2 • 1846

Сквозь туман, густой пеленой окутавший далекое прошлое, благодаря научным поискам ученых-исследователей проглядывают ныне контуры многих явлений и событий древней истории и культуры Среднеазиатского Двуречья – огромной физико-географической зоны, раскинувшейся по обеим сторонам великих водных артерий – Амударьи и Сырдарьи. Большая его часть приходится ныне на территорию Республики Узбекистан. История Среднеазиатского Двуречья со всеми присущими ей закономерностями и особенностями развития – суть истории Узбекистана, ибо современное государство – прямой исторический наследник той территории со всем ее прошлым, на которой оно сформировалось, примеров чему мы знаем немало во всем мире.

Вне зависимости от общности историко-культурного процесса в Среднеазиатском Двуречье уже в глубокой древности, по-видимому, в конце II – начале I тыс. до н.э., происходит процесс формирования цивилизаций: бактрийской (южной), согдийской (центральной), хорезмской (северной) и фергано-чачской (восточной). Каждой из них были присущи черты стадиальности историко-культурного процесса, локальных закономерностей и особенностей развития, продолжительность существования, обусловленные сложнейшими процессами культурогенеза, этногенеза и факторами раннего генезиса государственности. Они по внутренней сути своей являлись земледельческо – ирригационными цивилизациями, а следовательно, и городскими, ибо город – неотделимая часть их бытования на всех стадиях – от эмбриональных протогородских форм до самых развитых агломераций, подобных Александрии, Балху, Мерву и Самарканду. Огромное значение здесь принадлежало скотоводству как домашнему, так и кочевому, но не оно определяло их основное содержание.

Государства, возникшие на фундаменте этих цивилизаций и являющиеся одной из форм их выражения, развивались параллельно с ними, придавая им устойчивость и продолжительность существования, а в определенные периоды – общность политическую, экономическую и культурную. Если думать, что важнейший признак появления развитых форм государства – письменность, то следовало бы считать, что и цивилизация возникает одновременно с государством, ибо письменность также является одним (но далеко не основным) из важнейших составляющих ее компонентов.

Но если цивилизация и прежде всего историческая – это скорее всего явление стадиальное, присущее всем стадиально-хронологическим периодам развития человеческого общества, начиная с эпохи камня, то государство и государственность – явление вторичное, производное от цивилизации, возникающее на определенной стадии развития общества, а именно эпохи бронзы, когда в исторических цивилизациях Месопотамии, Восточного Средиземноморья и в низовьях Нила возникают первые эмбриональные формы государства – так называемые города-государства, или номы.

Огромную роль в формировании исторических цивилизаций играют автохтонные этносы, формирующие определенный тип цивилизации. Но не меньшая роль в этом процессе принадлежит миграциям народов из одной цивилизации в другую в силу определенных географических, политических, военных и демографических причин, начиная с эпохи камня, когда происходит первый обмен культурными ценностями. По сути, вся этническая история человечества – это история миграции народов из одной среды в другую, из одного географического пространства в другое и их метизация.

В процессе длительных миграций вначале спонтанно, а затем перманентно происходит смена исторических цивилизаций, ассимиляция субстрактного этноса и метизация автохтонного населения, конечный итог которых – создание новых этнических и лингвистических общностей, которые я назвал мигрометео-этническими обществами, сохранившими тем не менее свою автохтонную основу.

Цивилизация как постоянная и всеобъемлющая форма существования общества была присуща всем без исключения народам во все периоды их истории, различаясь стадиально-хронологически, этнически, типологически и иерархически. Цивилизациям, находившимся на высших ступенях иерархической лестницы (так называемые цивилизации первого порядка), свойственны наиболее приоритетные и передовые формы существования и достижения, выработанные в процессе длительного исторического развития. К таковым, в частности, относятся города, являющиеся средоточием политических, экономических, культурных и других ценностей, определяющих во многом ход развития передовых цивилизаций, что закономерно как для древности, так и для современности. Причем определенному типу городов соответствует и определенный тип государства, происхождение которого как особой формы политического устройства общества проистекает из города, первая стадия становления которого затем переходит в государство. Это так называемые города-государства, или, как принято именовать их в исторической науке, номы (по примеру Древнего Египта, история которого хорошо освещена в письменных источниках), состоящие из доминантного центра с прилегающей к нему сельской округой, контролирующего определенный участок ирригационного сооружения или реки. Объединение нескольких подобных номов привело в Древнем Египте и Месопотамии к созданию первых государств.

Подобный тип протогородской и протогосударственной организации возникает в конце II тыс. до н.э. на юге Среднеазиатского Двуречья, в нынешней Сурхандарьинской области Узбекистана. Это Джаркутан (вблизи г.Шерабада) – огромная агломерация площадью более 200 га, состоящая из нескольких поселений, слитых в единый комплекс, объединяющим центром которого являлись укрепленное место пребывания правителя и храм, – средоточие идеологических функций. Но это был не единственный путь генезиса городов Среднеазиатского Двуречья. Существовали и иные. Так, многие из них возникали путем поступательного развития из небольших поселений с цитаделью, появившихся в начале I тыс. до н.э. и постепенно переросших в большие города. Другие строились первоначально как рефугиум – убежище, громадная, на большей части не застроенная территория с цитаделью, куда в случае военной опасности скрывалось окрестное население со своим скарбом и скотом. Впоследствии эти территории обживались, на них возникали различного рода здания, и рефугиум становился городом со всеми свойственными ему функциями.

Имелись и города, которые строились сразу по продуманному плану и по воле царя. Такого рода генезис был свойствен эллинистическому миру со времен Александра Македонского и его преемников. Известно, в частности, из описания Арриана, что подобный город был построен по приказу Александра на берегу Сырдарьи (по-видимому, это городище Канка в Ташкентской области) в течение 20 дней и был заселен ветеранами его армии и местными жителями.

Продолжительность существования древних городов в зависимости от естественно-географических, политических и экономических причин была различной. Одни из них, пройдя свой путь генезиса и эволюции, внезапно погибали (чаще от военного нашествия) или постепенно приходили в запустение и никогда больше не обживались. Пример тому – многие древние городища Среднеазиатского Двуречья, прекратившие свое существование в IV – V вв. н.э. Другие же, поступательно эволюционируя, переросли в средневековые, а затем и в современные города. В Среднеазиатском Двуречье их немало, но только некоторые из них насчитывают 2500 и более лет (Самарканд, Бухара, Хива, Китаб, Карши, Термез), за его пределами – Мерв, Серакс.

Помимо эволюционно-хронологического, имеется и территориальный аспект истории городов Среднеазиатского Двуречья. Некоторые из них относятся к так называемому типу “блуждающих”, когда город в силу определенных причин в пределах определенного радиуса перемещался с одного места на другое. Это было свойственно, в частности, Самарканду и Термезу. Но причина их перемещения одна – монгольское нашествие, в результате которого оба города были полностью разрушены и затем восстановлены рядом, на новом месте. Другие города как, к примеру, Бухара и Хива, от времени их возникновения и до сегодняшнего дня функционируют на одном и том же месте, что делает их чрезвычайно сложными для археологического изучения.

Анализ всего комплекса имеющихся данных свидетельствует о том, что важнейшим условием продолжительности существования того или иного древнего города и статуса его как такового является наличие в нем мощных, разновременных культурных слоев, достигающих порой толщины до 20 метров и более, поступательный переход от одной стадии развития городского организма к другой по определенной схеме: первоначальное поселение или группа поселений – протогород – ранний город – развитой город эпохи античности (двухчастный или трехчастный), включающий арк-цитадель, собственно город, формирующийся пригород с культовыми и погребальными постройками и сельскую округу. Структурно еще более сложным становится впоследствии средневековый город, состоящий из кухендиза – цитадели, собственно города (мадина или шахристан), а зачастую из мадина – хариджа или шахри – бируна (внутренний город) и мадина – дахил или шахри – даруна (внешний город), а также торгово-ремесленного пригорода – рабада, иногда также внешнего и внутреннего. Причем для каждой стадии развития (кроме самых ранних) существуют определяющие признаки города как такового: мощная фортификационная система для каждой или почти каждой его части, монументальные постройки общественного, гражданского и культово-мемориального назначения, развитые ремесленное производство, товарно-денежные отношения, административные и фискальные службы.

Только при наличии этих важнейших признаков и поступательной эволюции от одной стадии к другой можно говорить об исторически длительном периоде функционирования того или иного города и о глубокой древности его существования. Научные факты подтверждают, что таким признакам отвечают лишь немногие из существующих сейчас городов Средней Азии, в основном расположенных на территории Узбекистана. Среди них неоднократно упоминавшиеся Бухара, Самарканд, Хива, Мерв, а также Термез, Шахрисабз, на территории которых проводились целенаправленные и систематические стратиграфические исследования.

Автор: Эдвард Ртвеладзе

Pin It

Comments are closed.