Творчество без границ

Выпуск №3 • 965

Сегодня национальное искусство нашей страны вызывает огромный и все возрастающий интерес у зарубежного зрителя. Благодаря знакомству с творчеством узбекских художников мир по-новому смог воспринять духовную культуру, исторические традиции, современную жизнь нашего народа.

В Филадельфии хорошо из вестно творчество Валерия Исха кова, где он сейчас живет и рабо тает. Картинная галерея художни ка всегда полна людей, интересующихся и восхищающихся его ис кусством. Произведения В.Исхако ва самобытны и оригинальны, они значительно отличаются от всего того, что делается и в Европе, и в Америке, и происходит это ско рее всего потому, что Восток с его таинственной недосказанностью, художественной символикой, поэтичностью и глубоким проникновением в сущность жизненных явлении продолжает оставаться ос новополагающим элементом твор чества мастера. Натюрморты, портреты, декоративные композиции, скульптура, т.е. все многообразие видов и жанров, которыми владе ет художник, свидетельствует о не изменно продолжающемся влия нии на его творчество искусства Узбекистана, побуждающем его к новым открытиям, помогающем чувствовать себя на американской земле полпредом духовной культу ры узбекского народа.

Валерий предложил творческое сотрудничество с республиканской Академией художеств. Он гостеприимно распахнул двери своего дома, мастерской, галереи для художников Узбекистана, чтобы показать амери лучшие достижения совре меНного изобразительного искусст ва нашей страны, тем самым спо собствуя укреплению культурных и духовных связей между американским и узбекским народами. Фила-дельфийцы уже имели возможность познакомиться с творчеством таких известных мастеров, как академик Академии художеств Узбекистана В.Бурмакин, Э.Сафарян, А.Мамаджа нов и Б.Юлдашев. Искусство наших художников вызвало у американцев большой интерес и неподдельное восхищение. Но больше всего поражают глубокий оптимизм и надежда нашего земляка Валерия Исхакова на то, что искусство Узбекистана способно зажечь живую искру любви и понимания к его далекой и любимой Родине.

Материал подготовила Наиля Валиулина

Среди многочисленных картин Галереи Рубена Борея в Нью-Йорке есть картина под названием “Песня любви”, привлекающая к себе внимание смелым, по-вос точному ярким разнообразием кра сок. Эта работа, созданная в стиле модерн, навевает философские раз мышления о смысле жизни, о ее красоте и хрупкости, заставляет нас задуматься о ценностях, которые мы ежедневно создаем и сами же разрушаем. И все же картина настраивает зрителя на оптимистический лад, оставляет надежду на светлое будущее. Это работа талантливой художницы из Узбекистана Гульбахор Ашимовой – женщины больше восточной, но вместе с тем самоутверждающейся в стремительном потоке сегодняшней жизни. Колесо времени неумолимо – об этом ярко и одновременно тревожно напоминают картины художницы. Краски в ее работах ассоциируются с мелодиями, извлеченными из тамбура, похожими на стон человеческой души. Полотна Ашимовой то тем-ны как ночь, то светлы как день, а желто-золотистые цвета тонут в сочетаниях сине-голубого и лилово-красного. Здесь и зной пустыни, и освежающий порыв ветра, и ледяное дыхание воды.

Гульбахор нелегко было утвердиться в качестве зрелого мастера. Был длинный путь, полный творческих поисков и находок. Но в основе всего этого лежит учеба. Вначале у отца, Мухаммадхана Ашимова, вос-питавшего в дочери любовь к искусству через мелодию национальных инструментов, которые он делал сво ими руками, затем в художественном училище им. Гоголя в Алматы, куда семья переехала из Китая. Дальнейшее совершенствование проходило в отделении книжной графики Ташкентского театрально-художественного института.

В книжной графике Гульбахор сделала немало. Ею иллюстрированы многие книги узбекских поэтов. Стремление к глубокому самовыражению подвигло Ашимову к живописи, посредством которой она со-вершенно по-иному стала воспринимать окружающее, услышала музыку в цвете. Образ женщины благодаря мастерству художницы приобрел вселенский смысл хранительницы мира, например, в таких ее работах, как “Задумчивый ангел”, “Хранительница”, “Священное дерево” и др.

Этот период творчества Гульбахор отражает ее личные глубокие переживания, сопровождаемые дра-мой жизни. Здесь и тема экологии, и разрушения вселенской гармонии, и социальные эксцессы и т.д. Затем в жизни Гульбахор произошли перемены. Америка…

Новый мир, новые впечатления, новые краски, ощущение многомерности пространства – все это объясняет появление в работах Ашимовой множества оттенков холодных цветов. Рождаются картины более абстрагированные и более личностные. Со стороны и на расстоянии художница более трезво оценивает прошлое, современный мир и себя в нем вместе со своей дочерью Мади-ной, тоже входящей в мир искусства, которая стала ей единственным советчиком, критиком, подругой. Неутомимая в творчестве, она смело и свободно создает картины, вкладывая в них свое мироощущение, свое настроение. Не только художественной фантазией, но и проникновением в глубину жизненных проблем рождались у Гульбахор такие полотна, как “Рождение миров”, “День и ночь”, “Мелодия вселенной” и др. Свои картины она выставляла в картинных галереях Нью-Йорка, Вашингтона, Филадельфии.

Сегодня художница концентрирует свое внимание на природе. В ней она находит совершенную красоту и гармонию, которые и творят чудо – чудо жизни.

Материал подготовила Дилором Мусаева

Pin It

Comments are closed.