Ирония и улыбка Тельмана Мухаммедова. Нодир Норматов

Выпуск №2 • 1687

В творчестве средневековых художников-миниатюристов были произведения, в которых они прибегали к ироничному изображению жизненных ситуаций или людей. К примеру, в своих мемуарах “Бадое ул вокеа” Зайнуддин Васифи утверждал, что и Бехзад писал сатирические произведения. Нарисовав шаржи на эмира Бобо Махмуда, художник даже показал их правителю Хусейну Байкаре. К сожалению, они не сохранились до наших времен. Искусством “говорящих” деталей великий художник мастерски пользовался для раскрытия основной темы произведения. Так, в известной работе Бехзада “Дехканин и лошадь” худоба лошади изображена столь выразительно, что просматриваются ребра.

Но все же для художников-миниатюристов, таких, как Хайдар Али, Мир Сайд Али, Касим Али, Ходжи Мухаммад, Махмуд Музаххиб, Мухаммад Мурад Самарканди, Абдулла, сатира не стала ведущей темой. В те времена сама обстановка, духовно-этические взгляды формировались под воздействием суфизма, призывавшего к любви и единению с Богом. Тельман Мухаммедов пришел к выводу, что умело используя жанр миниатюры, можно поднимать несвойственные для него темы, развенчивать пороки современного общества: алчность, разгильдяйство, лживость, распутство, воровство.

Творческий путь молодого художника начинается в конце 60-х годов. В 1969 г. он закончил отделение книжной графики Ташкентского театрально-художественного института, где обучение основывалось на школе европейского и русского изобразительного искусства. Первые работы Тельмана Мухаммедова – живописные и графические станковые произведения; он также автор рисунков для первого узбекского мультфильма “Дед Мороз, заяц и волк”. Уже в ранних произведениях проявились яркие грани таланта молодого художника. Когда же он ознакомился с миниатюрами рукописных книг из сокровищниц Ташкентского литературного музея имени А.Навои и Научно-исследовательского института востоковедения имени Абу Райхона Беруни, с редкостными миниатюрами, хранящимися в личной библиотеке археолога и искусствоведа, академика Г.Пугаченковой, для него открылись новые горизонты творчества. Склонность к жанровой разработке сюжета, обратная перспектива, реальность и ирреальность, присущие искусству миниатюры, нашли свое отражение в рисунках Тельмана к “Узбекским народным сказкам”. Оригиналы их были приобретены Государственным музеем искусств Узбекистана и принесли художнику заслуженную славу.

В сказках Тельман выбирал острокульминационные сцены, и в рисунках к ним заставлял избранные им разнохарактерные образы служить единой цели – раскрытию ситуации. Художник тщательно, с иронией выписывает типичные сценки из жизни Востока. Если произведение “Сапожник и нищий шах” вызывает легкую улыбку, то рисунки к повести Гафура Гуляма “Озорник” и к “Приключениям Насреддина Афанди” заставляют зрителя залиться громогласным хохотом.

Цикл работ “Приключения Насреддина Афанди” принадлежит к раннему периоду творчества художника (1971), но его художественная сила не может не удивить зрителя. В произведениях “Есть ли голова у муллы?”, “Насреддин Афанди на осле”, “Насреддин у хауза”, “Насреддин и вор”, “Гостеприимный Афанди” художник лаконичен: композиции не перегружены дополнительными элементами, вместе с тем, несмотря на минимализацию форм, достигнут максимум выразительности, душевное состояние героев очерчено легкими штрихами.

Сотрудники по журналу “Муштум”, где он работал на протяжении всей своей недолгой жизни, рассказывают, что ни один день у него не проходил без анекдотов. Он мастерски вылавливал из услышанного или увиденного смешные ситуации, делал наброски в своем блокноте, которые со временем превращались в остросюжетные произведения. У художника был своеобразный взгляд на жизнь. К примеру, даже в своих сатирических произведениях он никогда не изображал женщин, помимо ведьм, безобразными или отталкивающими. Каждый образ, созданный Тельманом Мухаммедовым, был наделен определенным характером.

Открытая после смерти художника в 1986 г. в Государственном музее искусств Узбекистана выставка его произведений показала, как велико оставленное им наследие: здесь простодушный и в то же время хитрый Насреддин Афанди, мальчишка-озорник, любители сатиры – выдумщики подле “Ляби хауз” в Бухаре (рисунки к книге Н.Аминова), влюбленные (сказки “Тахир и Зухра”, “Фархад и Ширин”), портреты членов семьи (“Портрет матери”, “Автопортрет”, “Портрет супруги”), различные пейзажи (цикл “Гурзуф”), сюжеты, посвященные детям (рисунки к журналам “Гунча”, “Гулхан”), сатирические и юмористические графические работы (страницы “Муштума” ), работы на исторические темы (роман Мирмухсина “Зодчий”). Перечисляя лучшие работы художника, нельзя не вспомнить и рисунки к сказкам “Зумрад и Киммат”, “Юноша-умелец”, “Три брата-богатыря”, “Попугай в золотом кувшине”.

Мы не ошибемся, если скажем, что каждое из произведений вышеназванных циклов достойно стать отдельной темой для исследования. Его работы стали настоящим явлением в современной узбекской книжной и станковой графике, своеобразной школой для последователей художника. Секрет успеха его многогранного творчества заключается в том, что, работая в стиле средневековой миниатюры, Тельман Мухаммедов сумел придать своим произведениям современное звучание. В них словно слышится задорный смех узбекского народа, ярко проявляется его склонность к юмору и сатире, тонкая наблюдательность. В этих с большим мастерством исполненных изящных картинах, наполненных динамикой форм, нашли свое отражение этико-философское мировоззрение народа, живость и непосредственность его характера.

Нодир Норматов

Pin It

Comments are closed.