К истории каракалпакских женских украшений. Зафара Алиева

Выпуск №1 • 2257

Каракалпакские женские украшения В прикладном искусстве каракалпаков одно из ведущих мест занимают ювелирные украшения. Они являются обязательной частью народного костюма. Крупные, разнообразные по назначению ювелирные украшения выглядят весьма внушительно. Им присущи лаконизм орнамента и четкая симметрия, придающая графическую отточенность общему рисунку. Большую часть ювелирных изделий каракалпаков составляют женские украшения, представляющие собой веками отработанную функционально-эстетическую систему. Каждое из них, по распространенным поверьям, обладало защитными функциями и выполняло роль оберега, особенно необходимого женщине, готовящейся стать матерью. Семантика этих украшений всегда была связана с идеями зарождения и сохранения жизни, продолжения рода.

Основой комплекса украшений девушек-невест было онгирше (звенящий) – сложное шейно-нагрудное украшение, состоящее из разнообразных туйме (буквально: пуговица, брошь) – жумалак туйме, жалпак или бака туйме и шар туйме. Туйме закреплялись на жата (вышитый ворот платья) по строгим устоявшимся правилам и раздельно не носились. В нижней части онгирше, на уровне пояса, закреплялась подвеска онгирмоншак.

Туйме отличались как по форме, так и по характеризующим эти формы названиям. Жумалак (шарообразное) туйме представляли собой яйцевидные серебряные пуговицы, полые внутри, с рельефным пояском орнамента “змеиный след” и узором растительного характера. Семантика жумалак туйме, видимо, относится к космогоническому, мифо-поэтическому символу яйца, из которого, по древним представлениям, зарождается Вселенная.

Другой тип туйме, именуемый жалпак (плоское) или бака (лягушка), вызывает особый интерес. Украшение своим сложным резным контуром действительно напоминает стилизованные очертания лягушки. Ее образ пользовался популярностью в мифологических представлениях многих народов мира. Так, у каракалпаков существует поверье, согласно которому лягушки падают с неба вместе с дождем и предвещают приход весны, возрождение природы. Лягушки наделялись как положительными (связь с водой, плодовитостью), так и отрицательными (связь с подземным миром, болезнью, колдовством) свойствами. Возможно, здесь проявились рудименты древних дуалистических представлений. Аналогичные ювелирные украшения в форме лягушки – дагданы – с той же семантикой существуют и у туркмен.

Каракалпакские женские украшения Двойственность образа лягушки отразилась, на наш взгляд, в форме одной из разновидностей жалпак туйме, так называемом аиры (разделенное) туйме, имеющем “раздвоенное” окончание.

Жалпак туйме и аиры туйме, как правило, украшались крупным сердоликом и чеканным орнаментом.

Третьим и самым сложным типом брошей является шар (от иранского чор – четыре) туйме – крупное крестообразное серебряное украшение с металлическими штампованными листиками и колокольчиками на ниспадающих цепочках, инкрустированное пятью сердоликами (иногда с дополнением когтей диких животных и клюва ловчих птиц). Каждый из четырех концов креста завершается стилизованным изображением бараньих рогов – муйиз. Это наиболее характерный для народно-прикладного искусства каракалпаков мотив, имевший сакральное значение. Как известно, баран у многих народов относился к тотемным животным. Его рога символизировали плодовитость, благополучие и служили оберегом.

Общая семантика формы шар туйме может быть связана с изображением солнца (известно, что крест трактовался у многих народов как солярный символ). Вместе с тем как название, так и форма шар туйме, могут указывать на четыре стороны света или четыре основных элемента жизни (воздух, земля, вода, огонь).

Нередко сердолик, расположенный в центре шар туйме, покрывал серебряный крест, прикрепленный к оправе камня. Круг с перекрестием мог символизировать благополучие и изображать “шангарак” – образующую купол юрты конструкцию, состоящую из массивного обруча с крестообразно приклеплешшми к нему жердями. Через отверстие шангарак выходил дым от очага и проникал дневной свет. У каракалпаков главное пожелание благополучия звучало: “Пусть шангарак будет высок, а порог устойчив”.

Очевидно, шар туйме является неким универсальным благопожелателышм символом. Однако вместо пары шар туйме мог надеваться хайкель, т.е. они заменяли друт друга и не носились одновременно.

Каракалпакские женские украшения Хайкель – наиболее распространенный тип изделий в ювелирном искусстве каракалпаков, представляющий собой массивное серебряное, нередко позолоченное нагрудное украшение с инкрустациями крупных овальных сердоликов. Многочисленные серебряные подвески в виде ромбиков, цветочных розеток и миниатюрных жумалак туйме, иногда дополненные коралловыми бусинками, скрадывают ощущение массивности и придают украшению определенную легкость и ажурность.

Сложная композиция хайкеля обычно состоит из трех частей, центральная их которых была собственно амулетницей. Это полый цилиндр, предназначенный для хранения записанных на бумаге молитв – заговоров от злых духов или сур из Корана. Он украшался тремя и более сердоликами. В верхней и нижней части амулетницу дополняли напаянные пластины сложного резного контура. Обычно они передавали стилизованные изображения бараньх рогов, реже – схематические фигуры различных божеств и идолов. Пластины украшались орнаментом или инкрустацией, к нижней крепились подвески.

Хайкель, как правило, надевали на онгирше до замужества, но носили и отдельно на цепочке как самостоятельное украшение после свадьбы до рождения первых двух детей. Затем украшение сохранялось, чтобы перейти по материнской линии как семейная реликвия.

Варианты этого типа амулета известны у многих народов Средней Азии (к примеру, тумор у узбеков). Сам термин “хайкель” означает “памятник, идол”. В доисламской Средней Азии существовал обычай носить при себе фигурки идолов в качестве оберегов, эта традиция сохранилась, трансформировавшись, в ювелирном искусстве. Хайкель стал символом духа-покровителя, языческого божества, связанного с культом предков. Сакральное значение хайкеля усиливается при помощи инкрустации камнями-талисманами (сердоликом и кораллом), связанными с идеей плодородия.

Онгирмоншак (звенящие подвески) – украшение полусферической формы, напоминающее каракалпакские надмогильные купола – гумбез. Это самое “звенящее” из всех вышеперечисленных ювелирных изделий. Благодаря такой особенности онгирмоншаку приписывалось свойство отгонять злых демонов. По его легкому перезвону можно было угадать, что идет незамужняя девушка. Подвески состояли из различных по форме яйцевидных колокольчиков типа жумалак туйме, а также ромбовидных рельефных листочков, ассоциирующихся с символом семени, дающим начало всему живому. Изредка среди них встречалась и серебряная зубочистка.

Аналогичные каракалпакскому онгирмоншаку украшения существовали и в ювелирном искусстве узбеков – пешавез, в Хорезме они были известны как калит-боги. Узбекский пешавез раньше имел более конкретное название “безак-кубба” (косметический куполок). Он был одним из немногих украшений, не утерявших своего утилитарного назначения, так как на него подвешивались миниатюрные туалетные принадлежности. Хорезмское калит-боги (связи ключей) состоит из нескольких ярусов куполков, заканчивающихся связкой ключей и колокольчиков. Однако и узбекское, и хорезмское украшения, при сохранении своих функциональных назначений, не дают объяснения генезиса полусферического куполка.

Можно предположить, что полусфера является символическим изображением кочевого жилища (юрты), или интерпретацией воинского шлема. Куполок-онгирмоншак мог появиться и в результате влияния исламского искусства, в частности, мусульманской архи-тектуры. Как отмечает Д.фахретдинова, “символика старинных украшений полисемантична. И все наши предположения не исключают друг друга, а могут говорить о временных наслоениях и частичной трансформации сложных по форме и содержанию украшений” (1).

Формы рассмотренных каракалпакских ювелирных украшений, составляющих комплекс онгирше, свидетельствуют о существовании глубокой и самобытной традиции, тесно связанной с представлениями и обрядовыми символами архаических культов. Стилизованные формы изделий обладают не только смысловой насыщенностью, но и ярким своеобразием и выразительностью пластической моделировки, которой добиваются благодаря сочетанию плоскостной основы с резным контуром. Определенный тип изделия трактуется в многочисленных вариантах, отражающих своеобразие индивидуальной трактовки мастера-ювелира. Эти уникальные произведения искусства являются составной частью духовной культуры каракалпакского народа и вызывают к себе большой исследовательский интерес. Некоторые формы каракалпакских ювелирных украшений находят аналоги среди туркменских или узбекских изделий, что свидетельствует об этнокультурных связях народов Средней Азии.

Литература
1. Д. Фахретдинова. Ювелирное искусство Узбекистана. Ташкент, 1988. С. 112.

Зафара Алиева

Pin It

Comments are closed.